коллекция фирмы мелодия

Шнитке: Симфония № 2



Композитор: Альфред Шнитке
Исполнители: Оркестр Ленингадской филармонии,
Гос. камерный хор Мин. культ. СССР (худ. рук. Валерий Полянский)
Дирижер: Геннадий Рождественский
Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева
Редактор: И. Слепнев Художник: В. Байков
Завод: МОЗ "Грамзапись", Лейбл: MELODIYA RECORD COMPANY USSR
Запись: 1982 г., Количество треков: 6
Длительность фонограммы: 56:39
каталог фирмы мелодия SUCD 10-00063 © 1990г. MADE IN USSR
Spars code: AAD
IFPI code: нет
диски фирмы мелодия cd info фирма мелодия
ПОДРОБНЕЕ О ДИСКЕ, ЧИТАЙТЕ: СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА ТРЕКЛИСТ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Содержание буклета диска

Замысел Второй симфонии (закончена в начале 1980 года) возник у Альфреда Шнитке в 1977 году в Австрии. Вот что говорит об этом сам композитор: «Мы прибыли в Сан-Флориан (монастырь близ Линца, где жил и работал Антон Брукнер) в сумерки, и доступ к гробнице Брукнера был уже закрыт… Холодная, мрачная барочная церковь была наполнена мистической атмосферой. Где-то за стеной небольшой хор пел вечернюю мессу – «Missa invisibile», «невидимую мессу». Никого, кроме нас, в церкви не было. Мы все, войдя в церковь, сразу же разошлись в разные стороны, что-бы не мешая друг другу, пережить ощущение холодной и мощной пустоты, окружавшей нас. Прошёл год, и я получил заказ от Симфонического оркестра Би-би-си неписать что-нибудь для концерта Г. Рождественского. Я думал о фортепианном концерте. Рождественский же предложил сочинение, посвященное Брукнеру, но мне ничего не приходило в голову, и тогда он сказал: «Может быть, что-нибудь, имеющее отношение к Сан-Флориану?» Это было «оно»: я тут же понял, что напишу «невидимую мессу» – симфонию на хоровом фоне. Шесть частей симфонии следуют обычному порядку мессы, и в хоровой партии цитируются литургические мелодии. Может ли устареть форма, текст которой кончается словами: «Даруй нам мир»?»

Во Второй симфонии Шнитке используется традиционный литургический текст мессы, и с этой точки зрения вся композиция делится на шесть больших частей: 1. Kyrie, 2. Gloria, 3 и 4. Credo, 5. Sanctus и Benedictus и 6. Agnus Dei. Однако в музыкальном отношении почти все части симфонии представляют собой соединение вокального (хорового или сольного) проведения хорала и последующего оркестрового «комментария» («Credo» имеет более сложную структуру). Все хоралы заимствованы композитором из Градуала (собрания литургических песнопений мессы), но в своём ортодоксальном одноголосном облике они появляются лишь в самом начале первой и последней частей симфонии: напев хорала постоянно соединяется с самим собой, образуя канон («Kyrie»), либо сплетается с другим хоральным напевом на тот же текст («Gloria»).

Инструментальные разделы симфонии иногда следуют интонациям хорала (первая часть, начало третьей и кода четвертой части), но чаще представляют собой свободные «комментарии», не скованные узами градуальной мелодики, – как, например, оркестровый раздел пятой части, с редким по красоте и выразительности соло гобоя д’аморе.

Симфония написана для большого оркестра, включающего четверной состав деревянных духовых, валторны, четыре трубы, четыре тромбона, ударные, фортепиано, клавесин, орган, челесту, две арфы, а также гитару и бас-гитару. Состав хора – камерный: альты, контра-тенора, тенора и басы, а также четыре солиста каждой группы. Впервые симфония Шнитке была исполнена 23 апреля 1980 года в Лондоне Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Г. Рождественского.
- А. Ивашкин.

Все симфонии Шнитке: SUCD 10-00062, SUCD 10-00063, SUCD 10-00064, SUCD 10-00065.

Треклист:

Альфред Шнитке (1934-1998)

Симфония № 2
         для хора и симфонического оркестра

  1. 1. Первая часть11:50
  2. 2. Вторая часть4:58
  3. 3. Третья часть7:23
  4. 4. Четвёртая часть11:47
  5. 5. Пятая часть10:42
  6. 6. Шестая часть9:59
послушать диск Общее время звучания: 56:39

Елена Золотова меццо-сопрано, Эрик Курмангалиев контра-тенор,
Юрий Богданов тенор, Юрий Вишняков бас
">


Статьи по теме:





Система Orphus