коллекция фирмы мелодия

Шнитке: Симфония № 4



Композитор: Альфред Шнитке
Исполнители: Гос. симфонический оркестр Мин. культуры СССР,
Гос. камерный хор Мин. культ. СССР (худ. рук. Валерий Полянский)
Дирижер: Геннадий Рождественский
Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева
Редактор: И. Слепнев; Художник: В. Байков; Фото: Б. Палатник
Завод: МОЗ "Грамзапись", Лейбл: MELODIYA RECORD COMPANY USSR
Запись: 1986 г., Количество треков: 1
Длительность фонограммы: 46:12
каталог фирмы мелодия SUCD 10-00065 © 1990г. MADE IN USSR
Spars code: DDD
IFPI code: нет
диски фирмы мелодия cd info фирма мелодия
ПОДРОБНЕЕ О ДИСКЕ, ЧИТАЙТЕ: СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА ТРЕКЛИСТ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Содержание буклета диска

Четвертая симфония Альфреда Шнитке написана в 1983 году. Внешним поводом для создании этой партитуры послужил заказ французского камерного оркестра из г. Шампиньи под управлением Поля Мефано. Внутренние стимулы, определившие характер сочинения, его образный строй и смысл, глубоко коренятся в духовном мире композитора, в его художественном и нравственно-философском «символе веры».

«В своем творчестве я стремлюсь к тому, чтобы находить общее в различном, – сказал Шнитке в интервью вскоре после премьеры симфонии. – …Идея универсальности культуры и ее единства кажется мне очень актуальной именно сейчас, в связи с изменением наших представлений о времени и пространстве… Несмотря на исключительный динамизм ХХ века, устремленность его в будущее, в последние годы в искусстве, особенно в музыке, резко возрос интерес к прошлому. Соприкасаясь с творчеством наших отдаленных предков, по-иному ощущаешь время, время – как связанную линию, почти как «единовременный аккорд».

Объединить разные пласты культуры хотелось мне и в Четвертой симфонии… В этом произведении я прибегнул к стилизации культовой музыки трех вероисповеданий: православного, католического и протестантского (в симфонии встречаются элементы знаменитого распева, лютеранского хорала и юбиляции, напоминающие григорианский хорал), а также синагогального пения, стараясь обнаружить здесь наряду с различиями некое изначальное единство… Симфония на части не делится и представляет собой три цикла вариаций, объединенных в сквозную форму. Исходя из характера тем, я выстраивал соответствующее им развитие, стараясь добиться сдержанности и строгости обряда. В последнем эпизоде, когда вступает хор… контрапунктически соединяются основные темы, до этого звучащие порознь» («Музыка в СССР», октябрь-декабрь 1984 г.).

Путь от раздельно экспонируемых разнородных тем к их гармоническому слиянию в завершающем хоровом эпизоде непрост, длителен и ведет слушателя через сложные преобразования и драматические потрясения. Он требует больших душевных усилий и напряженного внимания, активного вслушивания. Но драматургия Четвёртой симфонии, движение к катарсисному синтезу отличается ясностью логического и эмоционального развития. Стройность композиции подчеркнута обрамлением: звенящими многозвучными аккордами вступления и заключения. Тембровая окраска этих сложных, расплывающихся в воздухе созвучий определяется колоколами. Колокола Четвертой симфонии зовут к единению во имя мира и жизни.
- Манашир Якубов.

Все симфонии Шнитке: SUCD 10-00062, SUCD 10-00063, SUCD 10-00064, SUCD 10-00065.

Треклист:

Альфред Шнитке (1934-1998)

  1. 1. Симфония № 4 46:12
послушать диск Общее время звучания: 46:12

Николая Думцев тенор, Эрик Курмангалиев контра-тенор, Виктория Постникова фортепиано
">


Статьи по теме:




Присоединяйтесь к дискуссии в комментариях ниже:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER | Powered by Orphus

Система Orphus