Содержание буклета диска
В 1974 году Альфред Шнитке закончил свою Первую симфонию и познакомил меня с партитурой. Должен сказать, что я этим сочинением «заболел», как говорится, «с первого взгляда» с первого такта. Мне было абсолютно ясно, что передо мной сочиненьище громадное, в высшей степени талантливое и нуждающееся в скорейшем исполнении. Это произошло в городе Горьком 9 февраля 1974 года.
Первая симфония Шнитке – произведение отмеченное «знаком высочайшего качества». Что же даёт нам право этот знак поставить? Прежде всего, как мне кажется, гражданственное звучание симфонии Шнитке.
В предисловии к симфонии композитор пишет: «Сочиняя симфонию, я параллельно четыре года работал над музыкой к фильму Михаила Ромма «Я верю…». Вместе со съёмочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века. Симфония не имеет программы. Однако если бы в моём сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки…» Таким образом, с точки зрения гражданственности, общественного звучания, Шнитке в этом сочинении продолжает лучшие традиции Шостаковича – великого летописца нашей эпохи.
Что определяет стилистику Первой симфонии Шнитке? Компонентов много. Одни из них я условно называю «телескоп-микроскоп». Я имею в виду соединение в одной конструкции замысла громадного масштаба с исключительно точной «выделкой фактуры».
Еще одно обстоятельство – новаторство и его корни. Можно ли считать симфонию Шнитке новаторской? А если можно, то в чём суть этого новаторства? Подлинное новаторство заключено в художественно-целесообразном использовании, суммировании‚ обобщение достижений прошлого для переосмысливания и «перепереживания» их с позиций современного художника. А для того чтобы к этому прошлому обращаться, его необходимо знать и любить!
Потому и подлинно новаторство Альфреда Шнитке, что он превосходно знает и глубоко любит бессмертное классическое наследие – это становится совершенно очевидным при знакомстве с любым его произведением. Область знаний Альфреда Шнитке велика – здесь и григорианский хорал, здесь Бах, здесь Гендель…
Нужно особо подчеркнуть что, пожалуй, другого «стилиста» такого класса, как Альфред Шнитке, трудно назвать. Послушайте, как в его Первой симфонии «мирно сосуществуют» 5-я симфония Бетховена, «Смерть Озе» Грига, знаменитая «Летка-Енка», штраусовский «Голубой Дунай», и как вас это на своем месте‚ как всему этому веришь, как вес это предельно естественно и выразительно…
- Геннадий Рождественский.
Все симфонии Шнитке: SUCD 10-00062, SUCD 10-00063, SUCD 10-00064, SUCD 10-00065.
Треклист:
Симфония № 1
- 1. 1. Senza tempo. Moderato
- 1. 2. Allegretto
- 1. 3. Lento
- 1. 4. Lento. Allegro
Джаз-импровизации: Пауль Мяги на скрипке, Виктор Гусейнов на трубе.
Соло: Ирина Лозбень на флейте, Владимир Пушкарев на трубе, Рашит Галеев на тромбоне,
Сергей Соловьев на литаврах, Татьяна Фридлянд на органе