Содержание буклета диска
Евгений Светланов и Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР записали все симфонии А.К. Глазунова. Эта страница “Антологии русской симфонической музыки” в грамзаписи представляет значительный интерес. “В русской музыке симфонизм Глазунова занимает одно из основополагающих мест, – говорит дирижер. – Его восемь симфоний представляют собой яркое, самобытное обобщение двух композиторских школ: петербургской и московской… грани русской симфонии, освещенные гением ее основоположника Глинки, органично сплелись в одно неразрывное целое в симфоническом творчестве А.К. Глазунова…”
Первая симфония Глазунова (соч. 5, 1881), по словам самого автора, навеяна впечатлениями от Шестой “Пасторальной” симфонии Бетховена. Но как много в этом юношеском произведении (Глазунову было в то время всего 16 лет) найдено того, что будет характерно для почерка зрелого мастера! Великолепное знание особенностей симфонического оркестра (заметим, что симфония написана всего после полутора лет занятий с Н.А. Римским-Корсаковым), чисто глазуновский мелодизм, владение полифоническими сложностями в развитии материала, большая фактурная изобретательность. И недаром день премьеры Первой симфонии 17 марта 1882 года Римский-Корсаков назвал великим праздником для всех петербургских музыкантов.
Симфония четырехчастна. Она посвящена автором учителю – Н.А. Римскому-Корсакову. Лучшая часть симфонии –
третья – Adagio с размерено развертывающейся элегической мелодией, эпически-сосредоточенным характером. В интерпретации симфонии Е. Светланов выступает своего рода соавтором композитора: исполнение сглаживает те шероховатости, которые еще присущи произведению юного автора, примечательно осмысленностью всей музыкальной ткани, ее певучестью даже там, где в оригинале наличествуют так называемые “проходные места”. Запись симфонии отличается стройностью драматургии в целом и ее отдельных частей. Дирижеру удалось “собрать” различные ее элементы в очень цельное симфоническое полотно.
Симфоническая картина “Кремль” (соч. 30, 1890 г.) представляет собой сюиту из трех самостоятельных частей. В первой – “Народное празднество” – автор варьирует тему плясового характера. Во второй (“У монастыря”) и третьей (“Встреча и въезд князя”) Глазунов развивает столь часто встречающиеся в его творчестве образы шествия – то сдержанного, сурового, то торжественно приподнятого, праздничного. Для создания подобного характера автор усиливает группу медных инструментов. Известный советский музыковед профессор Ю.В. Келдыш сравнивает симфоническую картину “Кремль” с грандиозной монументальной фреской. Эта же аналогия возникает, когда слушаешь запись Е. Светланова и Государственного академического симфонического оркестра СССР.
- И. Чумакова
Этот диск входит в “Антологию русской симфонической музыки”.
Треклист:
Симфония № 1 ми мажор, соч. 536:16
- 1. Allegro10:49
- 2. Scherzo. Allegro4:54
- 3. Adagio11:18
- 4. Finale. Allegro9:00
"Кремль" симфоническая картина, соч. 3029:28
- 5. 1. Народное празднество. Allegro9:08
- 6. 2. У монастыря. Andante10:54
- 7. 3. Встреча и въезд князя. Moderato9:18