МОЗ "ГРАМЗАПИСЬ"

© 2016. Кузин Виктор Евгеньевич.
МОЗ «Г» – Первопроходец в производстве компакт-дисков в СССР – комментарии к фоторепортажу 1982 года.


ГрамзаписьГрамзаписьГрамзапись

Журнал c фоторепортажем В. Милюшенко я обнаружил в своем архиве, когда писал статью Компакт-диск в СССР # . Просмотрел с интересом, тем более, что на второй странице в левом верхнем углу увидел фото с самим собой за кульманом. Возникла идея оставить комментарий к репортажу потому, что 13 лет работы на заводе (с 1978 – года пуска предприятия до мая 1991 – года, когда компакт-диск полностью вытеснил на заводе виниловую пластинку) навсегда остались в моей памяти.

На Московский завод «Грамзапись» я пришел в 1978 году через 2 месяца после его открытия. Шел набор в отделы и лабораторию. Я уже имел опыт работы в КБ в «оборонке», очень интересовался звукозаписью, интересовался всем, что было связано с виниловыми пластинками. Мне повезло попасть в проектно-конструкторский отдел завода. В систему ВФГ «Мелодия» кроме управления, входило 8 заводов, несколько студий, включая Всесоюзную Студию Грамзаписи, и несколько Домов грампластинок и магазинов. МОЗ «Грамзапись» в этой системе занимал, конечно, особое положение. Здесь делались оригиналы, которые шли на заводы для снятия с них копий, вплоть до матриц. А иногда при малых тиражах МОЗ «Г» изготавливал сами матрицы и рассылал их на заводы. В 1987 году завод получил и освоил технологию ДММ (медного диска вместо «лакового»), что приблизило «Мелодию» к ведущим западным фирмам, повысило качество пластинок.

Грамзапись
Слева: TOOLEX ALPHA 1201 (фото: www.qualityrecordpressings.com)
Справа: приборная панель пресса LENED (фото: www.flickr.com)

В кругах филофонистов и до этого считалось, что МОЗ «Г» выпускает наиболее качественные виниловые пластинки.
С одной стороны, это соответствовало действительности так как прессовый цех был оснащен новыми автоматами TOOLEX ALPHA 1201 (Швеция). Несколько таких автоматов были на Рижской студии. Остальные заводы работали на изрядно устаревшем оборудовании, например, на Апрелевке стояли прессы LENED, США (более 100 единиц были установлены в 1969-1970 гг.). Следует признать, что запчасти к прессам поставлялись и техническое обслуживание регулярно проводилось. Ну а остальное оборудование было совсем старым и доживало свой век. Качество контроля на Московском заводе держалось на хорошем уровне потому, что объем винила был несопоставимо мал по сравнению с Апрелевкой, Ленинградом и пр. Кроме того гибкие пластинки, над которыми многие смеялись, выпускались только на МОЗ «Грамзапись», а журналы «Кругозор» и «Колобок», снабженные комплектами таких пластинок, пользовались успехом (особенно детский «Колобок») даже в конце восьмидесятых.

Еще один вид продукции, а именно: трафареты, были освоены после моего рацпредложения (совместно с г-ном Ильинским). И до прихода принтеров и компьютеров в массы, добрый десяток лет трафареты из синей ПВХ-пленки миллионами использовались по всему СССР, а потом и РФ.

Ну а с 1989 года началось освоение производства компакт-дисков – это были монтаж, обучение персонала, пуско-наладочные работы. Мне повезло, что я стоял у истоков этого события, а в 1989-1991 гг. руководил этим производством (подробнее в статье “Компакт-диск в СССР” Часть I # и Часть II # ). В ближайшие (с 1989 г.) три года до организации производства дисков на Уральском заводе наше было единственным в стране, а нашим опытом впоследствии воспользовались очень многие, правда технология «чистых комнат» # была вскоре заменена на технологию «чистых зон» – монолайнов.

Грамзапись
МОЗ «Грамзапись» сегодня – ТЦ «Крона» (фото: В. Кузин)

Ну и наконец непосредственно о фото и текстах репортажа. На первой # странице – кусочек фасада основного здания, проект которого выполнен институтом «Гипротеатр», архитектор – В. Михайлов. Сейчас оно вряд ли привлекло бы чье-то внимание, но для 70-х годов здание выглядело современно и эффектно. Слева внизу – первый директор завода – Геннадий Чеботарев. Считаю, это был очень достойный руководитель, слегка вальяжный, строгий, но справедливый, чего никак не скажешь о его преемнике. На второй # странице внизу – линия гальванических ванн GAUSS, а на третьей # – фото прессового цеха (виниловой пластинки). В коробках около прессов LP выдерживались в стопе, чтобы избежать коробления («тарелки» или «пропеллера»). Конечно, текстовая часть о перевыполнении плана, социалистических обязательствах к 60-летию СССР, звание «образцового предприятия» для молодежи покажется ахинеей, но люди моего возраста подтвердят, что так и было: соцобязательства цехов, отделов и личные, еженедельные политинформации, дежурства в ДНД, работа на овощных базах – чего только нелепого не было в те годы. Это был последний год жизни Брежнева, да и остальные дряхлые старики в Политбюро (Андропов, Черненко и пр.) протянули недолго. А в Афганистане в эти годы тысячами гибли молодые ребята. Но это уже другая история.

А завод развивался и рос в составе «Мелодия» до 1992 г. Когда в 90-х начался всеобщий бардак, МОЗ «Грамзапись» отделился от фирмы, приватизировался (Распоряжение Правительства РФ от 15.10.1993 г.), потом «болел» и наконец «умер» на рубеже веков. Все это произошло из-за жадности и трусости руководства. Ведь запчасти и материалы надо было закупать самостоятельно, а не за счет «Мелодии». Тратиться на новое оборудование – «душила жаба». Пиратство уже не выручало – десятки заводов занимались этим же.
С 2001 года и до сегодняшнего дня в здании находится торговый и бизнес центр, он носит название ТЦ «Крона».

">
Автор: Виктор Кузин

Присоединяйтесь к дискуссии в комментариях ниже:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER | Powered by Orphus
Система Orphus