Содержание буклета диска
Жанр фантазии – “музыкальной пьесы в свободной форме” (как формулируется в словарях) – известен в практике музицирования уже с XVI века. Дж. Фрескобальди, Д. Скарлатти, Ф.Э. Бах, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Лист, как и многие их современники, замечательно владели искусством импровизации, и дошедшие до нас нотные тексты фантазии, как правило, являются своеобразными слепками, застывшими документами непосредственно импровизируемой игры.
Менялись художественные эпохи, рождались, угасали те или иные музыкальные стили и формы, фантазия же оставалась привлекательной неизменно. Несмотря на чрезвычайную популярность жанра во второй половине XVIII века (в клавирном искусстве с ним могла бы соперничать разве что соната), фортепианная фантазия пережила свой истинный “золотой век” в первой половине XIX столетия. От высот мятущегося романтического духа до травестийной стихии оперных парафраз салонно-виртуозного стиля, от поэтичнейших исповедей души до блистательной концертной бравуры – музыкальный язык, идеи и формы фантазии свободны и непредсказуемы.
В трех представленных на диске сочинениях раскрываются не только индивидуальные композиторские почерки Моцарта, Мендельсона, Шумана – перед нами, по сути, различные типы музыкально-исторического сознания, точнее, творческой фантазии.
Александр Слободяник – воспитанник Московской консерватории, где занимался у профессоров Генриха Нейгауза и Веры Горностаевой. Его концертная деятельность продолжается с середины 60-х годов, и ныне пианист имеет репутацию одного из наиболее самобытных и ярких представителей советского исполнительского искусства. В его игре присутствует то, что можно было бы назвать музыкантским аристократизмом. “Ему аплодируют за сценическое обаяние , за то, что он умеет, музицируя на эстраде, сбросить вериги унылого профессионализма, умеет высказаться горячо и нешаблонно, с подкупающей художественной непредвзятостью” – наблюдения критики не теряют своей актуальности: искусство Слободяника привлекает сегодня внимание всего музыкального мира.
С годами, пожалуй, приглушеннее стали “броская плакатность”, “мощный, властный артистизм”, “мужественная темпераментность”, являвшиеся неизменными спутниками характеристик его игры. Его музыкальный взор становится более избирательным, скорее, замкнутым, устремленным не вовне, а вглубь себя.
Тем ярче подтверждается: “Слободяник – прирожденный лирик прежде всего”. Во всяком случае, в этом убеждает данная запись пианиста. Узнаются свойственные Слободянику утонченность вкуса, какой-то по-особому легкий – “с воздухом” – пианизм, экспрессивная, не любящая метричности декламационность, гибкость динамики, темпов… Здесь присутствует атмосфера, чуждая нарочитого стилизаторства, объединяющая “разных” Моцарта, Мендельсона, Шумана в некое новое эмоционально-смысловое целое…
Треклист:
- 1. Фантазия фа-диез минор, соч. 28 12:11
Роберт Шуман (1810-1856)
Фантазия до мажор, соч. 1732:18
- 2. 1. Durchaus phantastisch und leidenschaftlich vorzutragen13:54
- 2. 2. Mässig. Durchaus energish18:25
2. 3. Langsam getragen. Durchaus leise zu halten
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
- 3. Фантазия ре минор, KV 397 5:34