коллекция фирмы мелодия

Фантазии для фортепиано Шумана,
Мендельсона и Моцарта



Композиторы: Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, В.А. Моцарт
Исполнитель: Александр Слободяник
Звукорежиссер: Ю. Гриц
Редактор: И. Слепнев
Оформление художника: А. Григорьева, Фото: В. Пищальникова
Завод: МОЗ "Грамзапись", Лейбл: MELODIYA RECORD COMPANY USSR
Запись: 1984 г., Количество треков: 4
Длительность фонограммы: 50:03
каталог фирмы мелодия SUCD 10-00038 © 1990г. MADE IN USSR
Spars code: DDD
IFPI code: нет
диски фирмы мелодия cd info фирма мелодия
ПОДРОБНЕЕ О ДИСКЕ, ЧИТАЙТЕ: СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА ТРЕКЛИСТ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Содержание буклета диска

Жанр фантазии – “музыкальной пьесы в свободной форме” (как формулируется в словарях) – известен в практике музицирования уже с XVI века. Дж. Фрескобальди, Д. Скарлатти, Ф.Э. Бах, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Лист, как и многие их современники, замечательно владели искусством импровизации, и дошедшие до нас нотные тексты фантазии, как правило, являются своеобразными слепками, застывшими документами непосредственно импровизируемой игры.

Менялись художественные эпохи, рождались, угасали те или иные музыкальные стили и формы, фантазия же оставалась привлекательной неизменно. Несмотря на чрезвычайную популярность жанра во второй половине XVIII века (в клавирном искусстве с ним могла бы соперничать разве что соната), фортепианная фантазия пережила свой истинный “золотой век” в первой половине XIX столетия. От высот мятущегося романтического духа до травестийной стихии оперных парафраз салонно-виртуозного стиля, от поэтичнейших исповедей души до блистательной концертной бравуры – музыкальный язык, идеи и формы фантазии свободны и непредсказуемы.

В трех представленных на диске сочинениях раскрываются не только индивидуальные композиторские почерки Моцарта, Мендельсона, Шумана – перед нами, по сути, различные типы музыкально-исторического сознания, точнее, творческой фантазии.

*   *   *

Александр Слободяник – воспитанник Московской консерватории, где занимался у профессоров Генриха Нейгауза и Веры Горностаевой. Его концертная деятельность продолжается с середины 60-х годов, и ныне пианист имеет репутацию одного из наиболее самобытных и ярких представителей советского исполнительского искусства. В его игре присутствует то, что можно было бы назвать музыкантским аристократизмом. “Ему аплодируют за сценическое обаяние , за то, что он умеет, музицируя на эстраде, сбросить вериги унылого профессионализма, умеет высказаться горячо и нешаблонно, с подкупающей художественной непредвзятостью” – наблюдения критики не теряют своей актуальности: искусство Слободяника привлекает сегодня внимание всего музыкального мира.

С годами, пожалуй, приглушеннее стали “броская плакатность”, “мощный, властный артистизм”, “мужественная темпераментность”, являвшиеся неизменными спутниками характеристик его игры. Его музыкальный взор становится более избирательным, скорее, замкнутым, устремленным не вовне, а вглубь себя.

Тем ярче подтверждается: “Слободяник – прирожденный лирик прежде всего”. Во всяком случае, в этом убеждает данная запись пианиста. Узнаются свойственные Слободянику утонченность вкуса, какой-то по-особому легкий – “с воздухом” – пианизм, экспрессивная, не любящая метричности декламационность, гибкость динамики, темпов… Здесь присутствует атмосфера, чуждая нарочитого стилизаторства, объединяющая “разных” Моцарта, Мендельсона, Шумана в некое новое эмоционально-смысловое целое…

Треклист:

Феликс Мендельсон (1809-1847)
  1. 1. Фантазия фа-диез минор, соч. 28 12:11

Роберт Шуман (1810-1856)
Фантазия до мажор, соч. 1732:18
  1. 2. 1. Durchaus phantastisch und leidenschaftlich vorzutragen13:54
  2. 2. 2. Mässig. Durchaus energish18:25
    2. 3. Langsam getragen. Durchaus leise zu halten

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
  1. 3. Фантазия ре минор, KV 397 5:34
послушать диск Общее время звучания: 50:03
">


Статьи по теме:





Система Orphus