Содержание буклета диска
В русской музыкальной культуре – как оперной, так и симфонической – обращает на себя внимание многочисленность двух западно-европейских танцев: полонезов и вальсов. Эти танцы так прочно укоренились на российской художественной почве и породили столько шедевров отечественной музыки, что вполне естественно воспринять их как своеобразное и значительное явление русской музыкальной культуры.
Польский торжественный танец-шествие – полонез – проник в русский быт и композиторское творчество еще в конце ХVIII века. Инструментальные и хоровые полонезы сочиняли еще предшественники М. Глинки. Но в творчестве Глинки полонез, бывший в основном атрибутом общественной и придворной жизни, преобразился, став полноценным фактом русского искусства. Глинкинская традиция полонеза развивалась богато и плодотворно в операх и балетах русских композиторов ХIХ века.
Необыкновенно богаты традиции русского вальса, который является воплощением изящества, пластики, особой душевной открытости и очарования. Эти свойства отчасти появились уже уже в вальсе из «польского» акта оперы
М. Глинки «Иван Сусанин»: его прекрасные мелодии, лёгкая, воздушная инструментовка создают грациозный, мечтательный образ.
Драгоценная страница русского музыкального наследия – вальсы П. Чайковского. В балетах великого композитора вальсы – обычно «моменты светлой лирики, выражение торжествующей красоты, мощи и чувственного обаяния жизни; в них с особенной непосредственностью раскрывается лирическая стихия творчества П. Чайковского»
(Д. Житомирский). При этом в изложение и развитие прекрасных мелодий композитор вносит свою захватывающую музыкальную драматургию, выступая истинным реформатором балетного танца.
«В полонезах и вальсах, созданных в России, проявились две стороны нашей музыкальной классики, два совершенно различных типа высказывания; у каждого – своя история, – говорит Евгений Федорович Светланов. – Интересно, что полонез, будучи танцем польского происхождения, именно в России получил блестящее воплощение. Прежде всего, конечно, речь идет об оперных и балетных полонезах. Даже в сценически сходных ситуациях они совершенно разные! Иная грань русской музыки – многочисленные вальсы; это – сама лирика. Здесь «королями» я назвал бы Чайковского и Глазунова. А вообще замысел подобной записи основан на том, что вальсы и полонезы – не произвольно выхваченный фрагмент истории отечественной музыки, а исполненный внутреннего значения, с собственным развитием, важный пласт этой истории».
- Л. Крылова
Этот диск входит в “Антологию русской симфонической музыки”.
Треклист:
Анатолий Лядов (1855 - 1914)
- 1. Полонез до мажор, соч. 49 (Памяти А. Пушкина)7:37
- 2. Полонез ре мажор, соч. 554:31
- 3. Полонез ре мажор, из Сюиты № 3, соч. 332:56
- 4. Полонез из оперы «Дубровский»4:41
- 5. Вальс из оперы «Иван Сусанин»5:37
- 6. Вальс из Сюиты № 3, соч. 331:39
- 7. Вальс из балета «Лебединное озеро»7:20
- 8. Вальс из балета «Спящая красавица»4:39
- 9. Вальс из балета «Щелкунчик»6:48
- 10. Полонез из оперы «Иван Сусанин»4:48
- 11. Полонез из балета «Лебединное озеро»7:14
- 12. Полонез из оперы «Евгений Онегин»4:57
Статьи по теме:
Евгений Федорович Светланов
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Пётр Ильич Чайковский
[...] читать полностью