коллекция фирмы мелодия

Чайковский: Избранные хоры



Композитор: Пётр Ильич Чайковский
Исполнитель: Государственный камерный хор и симфонический оркестр
Министерства культуры СССР
Дирижер: Валерий Полянский
Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева; Редактор: Л. Абелян
Оформление художника: Е. Усковой
Завод: МОЗ "Грамзапись", Лейбл: MELODIYA RECORD COMPANY USSR
Запись: 1988 г., Количество треков: 10
Длительность фонограммы: 47:58
каталог фирмы мелодия SUCD 10-00015 © 1990г. MADE IN USSR
Spars code: DDD
IFPI code: нет
диски фирмы мелодия cd info фирма мелодия
ПОДРОБНЕЕ О ДИСКЕ, ЧИТАЙТЕ: СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА ТРЕКЛИСТ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Содержание буклета диска

В обширном наследии П.И. Чайковского сочинения в различных хоровых жанрах занимают особое место. Их немного. И может показаться, что их создание носило для композитора случайный характер. Отчасти так и было. Но интерес, связь с традициями русской хоровой культуры, её музыкальными жанрами для Чайковского были очень органичны. При всей эпизодичности обращения Чайковского к жанрам хоровой музыки, оно проходит через весь его творческий путь.

Хор «На сон грядущий» на слова Н.П. Огарева был сочинен Чайковским в 1863-1864 годах, в период учебы в Петербургской консерватории. (Существует два варианта хора: a capella и с оркестровым сопровождением). При жизни композитора этот хор не исполнялся и не публиковался. Позже, в 1875 году Чайковский написал на этот текст романс. Несмотря на ученические годы, музыка хора отличается присущей Чайковскому выразительностью, лиричностью и теплотой.

Хор на слова М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая» (1887) был сочинен Чайковским во время пребывания его в Боржоми по просьбе любителей музыки. «По-моему, это одно из самых божественно-чудных мест в мире», – писал оттуда композитор, увлеченно работая в это время над «Моцартианой» и над Секстетом. Восхищение природой, хорошее настроение отразились и в музыке этого хора. Чайковский построил это произведение, сопоставив два контрастных музыкальных образа: вальсообразно-лирический, легкий и подвижный, как тучка, и мрачновато-строгий хоровой речитатив нижних голосов на словах, посвященных утесу.

В июне 1889 года, живя в селе Фроловском, композитор работал над «Спящей красавицей». Трудно установить, какие именно впечатления деревенской жизни повлияли на Чайковского в тот момент, но прямо в партитуре балета оказался написан хор «Соловушко». Уважив просьбу хормейстера Ф.Ф. Беккера о сочинении для его коллектива, Чайковский создал удивительную стилизацию крестьянской песни, написав для неё, подобно Мусоргскому, и собственные слова.

Образы народного пения вдохновили Чайковского и позже, когда в 1891 году по просьбе оперного певца И.А. Мельникова, работавшего с «Бесплатным хоровым классом» Ф.Ф. Беккера, он написал последние свои три хора a capella. Именно в таком стиле написан первый из них – «Не кукушечка во сыром бору» на слова Н.Г. Цыганова, пятидольные фразы которого соответствуют народно-поэтическим стихам Цыганова. Другой хор этого цикла – «Без поры да без времени» на слова Н.Г. Цыганова – написан для женского хора, стилизуя образы грустных свадебных народных песен.

Хор «Легенда» на слова А.Н. Плещеева представляет собой авторское переложение одноименной песни, соч. 54 № 5 из цикла «Шестнадцать песен для детей» (1881). Сделанное в 1889 году, оно, очевидно, как и хор «Соловушко», предназначалось для «Бесплатного хорового класса». «Достойно есть», Херувимская песнь до мажор и «Блаженни яже избрал» относятся к циклу девяти духовно-музыкальных сочинений Чайковского для смешанного хора (1884-1885) и частично предназначались для исполнения в капелле под управлением М.А. Балакирева, руководившего ею в те годы. Однако исполнение всего цикла состоялось только в 1886 году на вечере духовной музыки в Московской консерватории.

Представленные здесь Государственным камерным хором Министерства культуры СССР под управлением В.К. Полянского записи сочинений для хора Чайковского – как светских, так и духовных – осуществлены в Софийском соборе г. Полоцка – выдающемся памятнике архитектуры, обладающем уникальной акустикой.

- П. Вайдман.

Треклист:

Петр Чайковский (1840-1893)

Избранные хоры
  1. 1. На сон грядущий (Н. Огарёв)5:42
  2. 2. Не кукушечка во сыром бору (Н. Цыганов)4:19
  3. 3. Соловушко (П. Чайковский)4:22
  4. 4. Достойно есть3:33
  5. 5. Херувимская песнь (№ 5 и 3 из Девяти сочинений для смешанного хора)6:40
  6. 6. Легенда, соч. 54 № 5 (А. Плещеев)3:05
  7. 7. Без поры да без времени (Н. Цыганов)4:30
  8. 8. Ночевала тучка золотая (М. Лермонтов)2:26
  9. 9. Блаженни яже избрал (№ 7 из Девяти сочинений для смешанного хора)6:13
  10. 10. На сон грядущий (Н. Огарёв)7:08
послушать диск Общее время звучания: 47:58

На церковнославянском языке (4, 5, 9).
Запись произведена в Софийском соборе г. Полоцка, 1988 г.
">


Статьи по теме:





Система Orphus