Содержание буклета диска
Во всем великом многообразии духовного наследия Древней Руси богослужебное пение русской православной церкви занимает совершенно особое место и имеет свою особую судьбу. На протяжении долгого времени игнорировался сам факт его существования и древнерусская культура объявлялась «культурой великого молчания», культурой, проявившейся только в ‹молчаливых» видах искусства. В то время как произведения древнерусского зодчества и иконописи давно уже стали весомой и неотъемлемой частью мировой культуры, памятники древнего пения, представляя собою некую terra incognita, оставались недоступными не только для широкой публики, но и для большинства профессиональных музыкантов.
Одним из первых на необходимость исследования этой области русской культуры еще в начале XIX века указал митрополит Евгений (Болховитинов), которого можно считать зачинателем науки о древнерусском пении. Деятельность блестящей плеяды ученых XIX века, среди которых протоиереи Дм. Разумовский, В. Металлов, И. Вознесенский, Преосвященный Порфирий (Успенский) и многие другие, открыла пути к расшифровке певческих памятников XVII века. В советское время работа в этом направлении была продолжена такими крупными учеными, как М. Бражников, В. Беляев, Н. Успенский, Б. Карастоянов, чьими усилиями количество древних памятников, поддающихся расшифровке, значительно увеличилось, а также сделалась возможной расшифровка памятников, созданных ранее XVII века.
Однако современные методы расшифровки точного нотного текста памятника не в состоянии восстановить манеру и стиль его исполнения. Вот почему в деле восстановления подлинного облика древнерусских певческих памятников вопросы интерпретации не менее важны, чем вопросы самого текста.
По инициативе Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского, при Издательском отделе Московского Патриархата организована специальная певческая группа, задачей которой и является воссоздание древнерусской исполнительской системы. Воссоздание это ведется не только путем научно-теоретического исследования, но также и путем непосредственного погружения в живую литургическую практику (певческая группа участвует в богослужении, совершаемом в Московском храме Воскресения словущего). Думается, что именно на пересечении современных научных методов и следования богослужебной православной традиции может быть раскрыт секрет системы древнерусского церковного исполнительства.
- В. Мартынов.
Треклист:
- 1. Приидите, поклонимся0:57
- 2. Единородный Сыне1:49
- 3. Трисвятое2:05
- 4. Достойно есть2:41
- 5. Причастный стих10:20
- 6. Видехом Свет Истинный0:49
- 7. Да исполнятся уста моя1:25
- 8. Свете Тихий2:08
- 9. Хвалите Имя Господне3:51
- 10. Величание (Обиход)1:39
- 11. Достойно есть1:59
- 12. Возбранной Воеводе 1:29
- 13. Херувимская (знаменная)7:58
- 14. Евангельская стихира 2:41
- 15. Царю Небесный знаменный распев1:41
- 16. От юности моея строчный демественный распев3:42
- 17. Богородице Дево, радуйся знаменный распев1:28
- 18. Се, Жених грядет в полунощи знаменный распев1:59
- 19. Дал еси украшение Церкви Твоей, Господи большой знаменный распев3:01
- 20. Да молчит всяка плоть челвоеча ин распев6:31