Содержание буклета диска
Вячеслав Артемов – подлинно самобытное явление в советской музыке. За четверть века композиторского творчества им создан звуковой мир, удивительный по силе проникновения в тайны музыкальной выразительности.
«Симфониия элегий» (1977) вводит слушателя в мир сокровенного духовного превращения, всеобщий смысл которого в каждую культурно-историческую эпоху раскрывается в форме неповторимого художественного идеала. Музыка «Элегий» проистекает не из отвлеченной идеи и не из импульсивного, преходящего чувства. Она являет собой образ поющей струны, натянутой между душою и вселенной, образ, запечатлевающий молниеносные вспышки духовных переживаний композитора в перерастании – до полного растворения динамической жизни в неизменном, застывшем сиянии космоса.
«Плачи» (1985) для струнного оркестра с участием ударных, фортепиано и органа – оркестровая оригинальная версия трех эпизодов из «Реквиема» (1985-1988) – объединены концепцией скорби, в глубине которой пульсирует неистребимый дух нравственного мужества. Жанр плача – и в библейском, и в фольклорном смысле – это важнейший нравственно-психологический процесс очищения. Надежда и отчаяние плача порождают веру, ибо тот‚ кто отчаялся, но надеется на чудо, – воистину верит. Любовь, добро, эстетически выводимые через красоту переживания, пронизывают «Плачи», еще более дематериализуя оркестровые голоса, одновременно создавая почти чувственно ощутимую пластику духовности.
«Гурийский гимн» (1986), в основу которого положено подлинное пасхальное песнопение, известное в Западной Грузии, гурийское «Христос Воскресе», – только изначально апеллирует к каноническому национально-конфессиональному колориту. «Троице» виолончелей, излагающих гимническую тему на всего произведения, отвечает «троица» солирующих скрипок с их трепетным миром личных высказываний, стонов, парении и взлётов. Сплетаясь по ходу развития, они образуют триединый переливающийся солнечный клубок. Интонационно-стилистические национальные черты в «Гурийском гимне» подвергаются существенному перетолкованию, оставляя смысловым ядром лишь высокую духовную чистоту.
Безупречно владея как новой, так и традиционной музыкальной техникой, Артемов запечатлел в образной глубине своих партитур огромный мир высоких душевных стремлений. Эта «вторая» вселенная, проникая в сердце слушателя, перерастает из художественной реальности в реальность нравственного сознания, служит духовному преображению мира.
- В. Любецкая, Е. Зайдель
Треклист:
- 1. Плачи, для струнного оркестра, ударных, фортепиано и органа12:37
- 2. Гурийский гимн, для трёх солирующих скрипок, струнного оркестра и ударных13:43
- 3. Элегия № 112:54
- 4. Элегия № 210:04
- 5. Элегия № 320:37
Евгений Смирнов, Татьяна Гринденко, Елена Аджемова, скрипки (2);
Олег Янченко, орган (1);
Татьяна Гринденко, Олег Крыса, скрипки (3)
Статьи по теме:
Вячеслав Артемов
Дмитрий Георгиевич Китаенко
Симфонический оркестр Московской филармонии
Саулюс Яцкас Сондецкис
Литовский камерный оркестр
Литовский камерный оркестр был основан Саулюсом Сондецкисом в 1960 году. Первая репетиция состоялась 23 апреля, а уже 30 апреля оркестр дал свой первый концерт. Коллектив проехал с гастролями почти все европейские страны, США, Японию, Аргентину, Кубу, Канаду, Египет и ЮАР. Оркестру аплодировали на сценах Берлинской филармонии, венского "Musikverein", лондонского "Royal Festival", "Santa Cecilia" в Риме, "Auditorium di Giuseppe Verdi" в Милане, Амстердамском "Concertgebouw" и многих других знаменитый концертных залах. Оркестр принимал участие во многих известных европейских фестивалях, в гастрольной поездке по Германии состоялся уникальный цикл концертов с участием легендарного чтеца Питера Устинов. [...] читать полностью
Олег Григорьевич Янченко
[...] читать полностью