коллекция фирмы мелодия

Скрипичные соло в балетах



Композиторы: А. Корещенко, А. Аренский, А. Глазунов, П. Чайковский
Исполнители: Сергей Стадлер, скрипка
Дирижер: Александр Лазарев, Оркестр Большого театра СССР
Звукорежиссер: П. Кондрашин, Редактор: И. Слепнев
Художник: У. Ускова, Фото: А. Малахина и Е. Барановского
Завод: МОЗ "Грамзапись"
Лейбл: MELODIYA RECORD COMPANY USSR
Запись: 1987 г., Количество треков: 11
Длительность фонограммы: 48:44
каталог фирмы мелодия SUCD 10-00058 © 1990г. MADE IN USSR
Spars code: DDD
IFPI code: нет
диски фирмы мелодия cd info фирма мелодия
ПОДРОБНЕЕ О ДИСКЕ, ЧИТАЙТЕ: СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА ТРЕКЛИСТ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Содержание буклета диска

Арсений Николаевич Корещенко (1870-1921) – русский композитор, дирижер, педагог. С золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у С.И. Танеева, по классу композиции у А.С. Аренского. Выступал как пианист в ансамбле с Ф.И. Шаляпиным, С.И. Мигаем, в трио с И.В. Гржимали (позднее с К.К. Григоровичем) и А.А. Брандуковым. Автор опер «Ледяной дом» (либретто М.И. Чайковского), «Пир Валтасара», поставленных в Большом театре, «Ангел смерти» (по М.Ю. Лермонтову), симфонических, камерных, вокальных, инструментальных сочинений, более двухсот музыкально-критических статей. Балет Корещенко «Волшебное зеркало» был написан в 1902 году на сюжет, составленный М.И. Петипа по мотивам сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» и сказок братьев Гримм. Спектакль предназначался для бенефиса Петипа 9 февраля 1903 года в Мариинском театре.

*   *   *

Балет Антона Степановича Аренского «Египетские ночи» написан в 1900 году. Сюжет «Египетских ночей», использованный в литературе А.С. Пушкиным, В.Я. Брюсовым, заимствован Аренским и Петипа (работавшими над сценарием) из новеллы Т. Готье «Одна ночь Клеопатры». Роковая страсть молодого египтянина Амуна, пораженного красотой Клеопатры, заставляет его расплатиться жизнью за ночь любви с жестокой царицей. «Наступает час расплаты, – описывает сцену Клеопатры и Амуна (скрипичное соло) Ю.И. Слонимский. – Приносят чашу с ядом. Ему страшно. Но глаза чаровницы Клеопатры по-прежнему манят и сулят забвение. Он схватывает чашу и осушает ее».

Впервые «Египетские ночи» были поставлены Михаилом Фокиным в Мариинском театре 8 марта 1908 года, а годом позже с триумфальным успехом показаны в Париже в «Русских сезонах» С.П. Дягилева (балетмейстер М. Фокин, художник Л. Бакст, дирижер Н. Черепнин).

*   *   *

Первый и самый значительный балет Александра Константиновича Глазунова «Раймонда» был закончен композитором в октябре 1897 года. Премьера, состоявшаяся 7 января 1898 года в Мариинском театре (балетмейстер М.И. Петипа) и прошедшая с невероятным успехом, привлекла весь музыкальный Петербург. Скрипичное соло – Большое адажио – является центром картины грез и сновидений Раймонды, «песней любви» героев балета: юной Раймонде во сне является ее жених, рыцарь де Бриен. Вальс-вариация Раймонды взята композитором из «Балетной сюиты», сочиненной за три года до создания «Раймонды». Современники единодушно хвалили музыку вальса – «нежную песню скрипки». Постановка вариации явилась одним из шедевров Петипа.

Драматические события завершают первую картину II действия балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». Принцесса Аврора, уколовшись о веретено, под воздействием чар злой феи Карабос засыпает. Все вокруг погружается в вековой сон. Вторая картина: царство сна. Сюда, с помощью доброй феи Сирени, придет принц Дезире, чтобы своим поцелуем освободить от злых чар спящую красавицу. Между этими картинами Чайковский поместил «Антракт» – удивительное по красоте скрипичное соло.

Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» был написан в 1875-1876 годах и поставлен 20 февраля 1877 года в Большом театре (балетмейстер В. Резингер) в бенефис балерины П. Карпаковой. «Русский танец» – скрипичное соло – сочинен Чайковским уже после написания балета специально для П. Карпаковой, первой исполнительницы партии Одетты, и вставлен в третий акт между неаполитанским и испанским танцами.

Второе действие «Лебединого озера» многие балетные труппы ставят как самостоятельное произведение. Сцена Одетты и Принца – знаменитое скрипичное соло – лирическая кульминация действия. «Это – полный мольбы, печальный рассказ заколдованной девушки, – писал М.И. Чайковский, – спасти которую может только любовь нетронутого сердца, готового пожертвовать жизнью для нее». Завершает программу фрагмент Pas de deux из первого действия – также сольный номер скрипки – инструмента, которому великий композитор отвел в своем творчестве столь значительное место.
- Сергей Стадлер

Треклист:

Скрипичные соло в русских балетах

Арсений Корещенко (1870-1921)
         Фрагменты из балета «Волшебное зеркало»

  1. 1. Сцена2:04
  2. 2. Вариация танцовщицы1:18
  3. 3. Adagio4:58
  4. 4. Вальс принцессы1:38
Антон Аренский (1861-1906)
  1. 5. Andante sostenuto из балета «Египетские ночи»7:11
Александр Глазунов (1865 - 1936)
         Два фрагмента из балета «Раймонда»
  1. 6. Большое adagio4:42
  2. 7. Вариация III (Раймонда)2:06
Петр Чайковский (1840-1893)
  1. 8. Антракт № 18 из балета «Спящая красавица»6:15
         Три фрагмента из балета «Лебединное озеро»
  1. 9. Русский танец (вставной номер)4:16
  2. 10. Pas d'action6:51
  3. 11. Pas de deux7:26
послушать диск Общее время звучания: 48:44
">


Статьи по теме:





Система Orphus