Содержание буклета диска
К лучшим образцам скрипичной музыки Иоганна Себастьяна Баха принадлежит цикл из шести сонат для скрипки и клавира, BWV 1014-1019. Обычно считают, что они возникли в Кётене около 1720 года, хотя не исключено, что они были написаны в начале лейпцигского периода. Внешне композитор придерживается здесь традиций старинной итальянской Sonata da chiesa (“церковной сонаты”) с ее господством четырехчастного строения по схеме Largo – Allegro – Largo – Allegro, характерной строгостью образов.
Но, используя структуру церковной сонаты, Бах трактует ее в новаторском плане, смело предвещая сонатные циклы венских классиков. Скрипичные сонаты поражают неистощимой щедростью и рельефностью мелодики, многообразием круга настроений, широтой масштабов и интенсивностью развития, еще немыслимых в музыке его предшественников.
По-новому подходит Бах и к инструментальным партиям, необыкновенно развитым и сложным. В автографе сборник озаглавлен “Шесть сонат для концертирующего чембало и скрипки соло, по желанию с аккомпанирующим басом для виолы да гамба”. Дублирование басового голоса клавесинной партии низким струнным инструментом в эпоху барокко широко практиковалась, но использование клавесина в качестве концертирующего инструмента вместо обычного генерал-баса было новым явлением. Как бы подчеркивая это, Бах ставит в заголовке клавесин на первое место, в противовес сонатам с чембало аккомпанирующим, обозначенным в заглавии на втором месте. Уравнивая в правах партии скрипки и клавесина, Бах словно привносит в жанр сонаты концертный принцип “состязания”, усиливающий напряженность развития, полифоническую насыщенность (музыкальная ткань состоит из трех, а иногда из четырех самостоятельных голосов).
Во всем цикле господствует две образные сферы: скорбно-драматическая в минорных сонатах № 1, 4 и 5 и светлая, жизнерадостная в мажорных сонатах № 2, 3 и 6. Но подобное разграничение далеко не исчерпывает содержание музыки. Каждая из сонат – произведение со своей яркой эмоциональной окраской, индивидуальной образной характеристичностью.
Концертная деятельность народного артиста РСФСР Игоря Ойстраха продолжается уже более тридцати лет.Творческие победы на международных конкурсах Всемирного фестиваля молодежи в Будапеште (первая премия 1949 год) и имени Генрика Венявского в Познани (первая премия, 1952 год), выступления в концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов Советского Союза, гастроли в странах всех пяти континентов принесли скрипачу международную известность. Игорь Ойстрах играл с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами, с самыми выдающимися дирижерами современности. Он трижды участвовал в фестивалях Пабло Казальса, который с большим удовлетворением отмечал совместные выступления с советским музыкантом.
С 1960 года Игорь Ойстрах постоянно выступает в ансамбле с пианисткой Наталией Зерцаловой, воспитанницей Московской консерватории по классу профессора Я. В. Флиера.
Полностью цикл сонат Баха BWV 1014-1019, представлен на двух компакт-дисках: SUCD 10-00017, SUCD 10-00018.
Треклист:
Соната № 1 для скрипки и клавесина си минор, BWV 1014
- 1. 1. Adagio4:49
- 2. 2. Allegro3:02
- 3. 3. Andante3:50
- 4. 4. Allegro3:38
- 5. 1. ( — )4:01
- 6. 2. Allegro assai3:14
- 7. 3. Andante un poco3:46
- 8. 4. Presto4:50
- 9. 1. Adagio5:27
- 10. 2. Allegro2:58
- 11. 3. Adagio ma non tanto5:45
- 12. 4. Allegro3:53