Содержание буклета диска
Гениальный пианист, композитор и дирижер, Сергей Рахманинов всей своей сутью связан с русской культурой. “Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и взгляды, – писал он. – Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка…” “Литургия Св. Иоанна Златоуста” создавалась Рахманиновым летом 1910 года (к этому времени композитор уже был автором трех фортепианных концертов, трех опер и двух симфоний).
“Я кончил только Литургию, – сообщал он 31 июля своему другу. – Об Литургии я давно думал и давно к ней стремился. Принялся за нее как-то нечаянно и сразу увлекся. А потом очень скоро кончил. Давно не писал… ничего с таким удовольствием”.
“Литургия” Рахманинова – монументальное, целостное, рассчитанное на высокопрофессиональное исполнение к о н ц е р т н о е сочинение. По существу, это уже не сама “Литургия”, но ее обобщенный музыкально-поэтический образ. Композитор практически не использовал подлинные распевы, а, свободно претворяя разнообразные жанровые интонации народного и профессионального музыкального искусства, создал впечатляющий образ древнего культового пения.
Композиция “Литургии Св. Иоанна Златоуста” напоминает громадный сверкающий алтарь: грандиозное целое складывается из законченных, подобных филигранно выделанным клеймам, фрагментов. Рахманинов услышал и распел свою “Литургию” как звучащую историю народа, как волнующую, одухотворенную искренним человеческим чувством, возвышенную философскую эпопею.
“Литургия” впервые прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского хорового дирижера Н.М. Данилина. Весной следующего года она исполнялась в Петербурге, где хором Мариинского театра дирижировал сам автор. В интерпретации Московского камерного хора под управлением Владимира Минина “Литургия” прозвучала 4 февраля 1987 года на родине композитора, в новгородском Софийском соборе, а 4 апреля – в Большом зале Московской консерватории. Трактовка, как и у самого композитора, диктовалась не канонами первичного жанра, но философским, музыкально-эстетическим содержанием сочинения, его концертным исполнением.
- А. Тевосян.
Треклист:
Литургия Св. Иоанна Златоуста, соч. 31
на церковнославянском языке
- 1. Благослови, душе моя, Господи4:06
- 2. Слава Отцу и Единородный2:39
- 3. Во царствии Твоем4:52
- 4. Приидите, поклонимся1:33
- 5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже3:48
- 6. Сугубая и последущия Ектинии3:34
- 7. Иже Херувимы5:10
- 8. Верую6:07
- 9. Милость мира3:53
- 10. Тебе поем3:08
- 11. Достойно есть2:20
- 12. Отче наш4:05
- 13. Хвалите Господа с небес2:12
- 14. Благословен грядый и Видехом свет истинный1:28
- 15. Да исполнится уста наша3:28
- 16. Буди имя Господне0:39
- 17. Слава Отцу и Благочестивейшаго0:50
Ю. Кутанин, бас (4, 5, 7, 8, 14);
С. Байков, бас (6, 16);
А. Каракуц, тенор (5, 12);
Н. Герасимова, сопрано (10).
Запись произведена в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в 1988 г.